29.10.2018

Плата за услугу…

В.В. Шишов, главный инженер группы компаний «Фармина», доцент МГТУ им. Н.Э.Баумана
(журнал "Холодильная Техника" №10, 2018 г.)

Сложнейшим узлом холодильной установки (ХУ) является компрессор (КМ), рабочие механизмы (трущиеся поверхности) которого смазываются. В последнее время делаются попытки создать и создаются безмасляные КМ: в основном турбокомпрессоры на магнитных и газовых опорах. Основные функции холодильного масла (ХМ) - смазка трущихся узлов КМ. Хотим мы или не хотим, но ХМ необходимо для нормальной работы ХУ. Отметим, что разные хладагенты (ХА) по- разному взаимодействуют с ХМ: одни смешиваются, другие – нет.  

Какова цена за эту услугу…

   Во-первых, ХМ должно иметь низкую температуру застывания -300 С и ниже (ХМ должно оставаться жидким при низких температурах, чтобы не собираться в испарителе и других аппаратах с низкой температурой) и высокую температуру вспышки 2000 С и выше. Высокие и низкие температуры применения ХМ обусловливают трудности при его создании.

   Во-вторых, в новых ХУ, заправленных новыми ХА, применяются синтетические ХМ. Недостатками синтетических ХМ является высокая стоимость и гигроскопичность (поглощенная вода преобразуется в кислоту). Полиэфирные ХМ (POE) рекомендуются для ХУ с ХА ГФУ. Полиалкиленгликольные ХМ (PAG) используются в мобильных фреоновых ХУ.

В-третьих, ХМ ухудшает теплообмен…

Но на этом трудности только начинаются…

      В-четвертых, ХМ должно всегда находиться в картере КМ, а оно стремится его покинуть из-за износа деталей и из-за растворимости в ХА.

Здесь и начинаются основные проблемы…

   ХМ необходимо вернуть в картер из системы, а как? При нормальной работе уровень ХМ в картере КМ постоянен (если на КМ установлено стекло, то это видно), но само масло постоянно меняется…

   В аммиачных ХУ масло, которое не растворяется в аммиаке (R717), периодически сливается с аппаратов и через бак регенерации механически возвращается в картеры КМ. Либо создаются новые марки ХМ, растворимых в R717.

   В малых и средних фреоновых установках ХМ возвращается в картеры КМ с помощью проектировщиков и механиков – холодильщиков, которые для этого используют три известных способа возврата ХМ: пространственное расположение аппаратов – испаритель выше КМ; масляные петли или повышенные скорости в восходящих газовых трубопроводах. В некоторых случаях, когда далеко находится испаритель или низкая температура кипения, либо установлен многокомрессорный агрегат –централь, приходится применять маслоотделители. В современных установках кондиционирования VRF из-за длинных трасс (сотни метров) и из-за изменения скорости вращения КМ с помощью частотных преобразователей («инверторов») при изменении холодопроизводительности все это не помогает и существует спецрежим возврата ХМ, когда КМ работает на максимальных оборотах при всех открытых клапанах. Масло собирается в емкости перед КМ (аккумуляторе) и затем попадает в КМ. Как мы видим без элементов автоматизации здесь возврата масла не будет…

Но это все «семечки» перед задачей распределения масла между КМ в «централи»…

   До сих пор применяют двухконтурные кондиционеры, так как при их создании не могли распределить масло между двумя КМ.

   Задача поддержания точной температуры в охлаждаемом объекте обострилась в 2000 годы, и тогда начали появляться многокомпрессорные агрегаты. Сложность проблемы в том, что давление в картерах, соединенных уравнительными трубками должно быть равным с точностью до тысячной бара. Пока это не поняли, пережгли массу КМ. Создавали суперточные всасывающие коллекторы, но это не решало проблемы. И только система с поплавковыми регуляторами уровня масла в картерах КМ, включая маслоотделитель и масляный ресивер помогли выйти из тупика.

   В решении проблем регулирования помогают специалисты – электронщики. Примером служит «сателлитная» схема «централи», которая не может работать без приборов автоматики, так как давления в картерах отличаются на несколько бар.

   Как мы видим, холодильщикам приходится платить дорогую цену за ХМ, но без него холодильной технике пока не обойтись…

 

  

 


Компания Фармина, оставаясь Вашим надежным партнером, предлагает Вам продукцию Европейских производителей.

В наличии на нашем складе широкий выбор полугерметичных компрессоров производства итальянского завода FRASCOLD и немецкого производителя BOCK.

Также наша компания имеет широкий ассортимент линейной автоматики производства DANFOSS, CASTEL, RANCO и РИДАН.

На нашем складе имеется электроника CAREL.

+7 (495) 787 87 43

Компания Фармина продолжает поставлять на Российский рынок продукцию высокого качества известных мировых брендов, которые зарекомендовали себя, как производители надёжных холодильных компонентов.
По всем вопросам и расчетам обращайтесь к нашим сотрудникам.