07.11.2014

О холодильном масле

В.В. Шишов, главный инженер Группы компаний «Фармина»
(журнал "Холодильная техника" №7, 2014 г.)

   Применение масла в холодильной установке (ХУ) - вынужденная мера, позволяющая решить задачу смазки компрессора (КМ), и создающая много проблем: возврат масла из системы, распределение его по КМ в централи, ухудшение теплообмена, образование кислот при поглощении маслом воды. Мечта холодильщика – КМ, не использующий масло. В последнее время появились турбокомпрессоры Turbocor (Danfoss) на магнитных подшипниках (известны КМ с подшипниками на газовой смазке), которые не требуют масло. Компания Embraco представляет технологию Wisemotion и первый безмасляный КМ для бытового применения.

   В 60-е годы прошлого века с появлением поршневых высокооборотных КМ,  потребовавших более вязкое масло по сравнению с применявшимся ранее (в быстроходных машинах нагрев сопрягаемых деталей от трения более высокий, чем в машинах с меньшей частотой вращения, и так как вязкость масла при нагреве уменьшается, необходимо применять масло с большей вязкостью), машинисткам ХУ пришлось решать эту проблему самостоятельно (наша промышленность в этот момент не выпускала нужных масел), смешивая существующие масла, например ХА (рекомендуется для КМ с частотой вращения до 16 с -1) с авиационным маслом МС-14. Временные трудности были решены с появлением широкого спектра отечественных масел.

   Отношение к смешиванию масел за последние годы диаметрально изменилось.

   При использовании в ХУ HFC - хладагентов (ХА), КМ следует заправлять полиэфирным маслом (ПОЭ), так как только в такой комбинации можно получить максимальное значение смешиваемости масла и ХА.   Правильный выбор холодильного масла определяет срок службы КМ. Особенно следует быть внимательным при дозаправке масла. Известно, что ПОЭ, загрязненное минеральным маслом, теряет способность растворяться с ХА (HFC), и, следовательно, не будет возвращаться из системы в картер КМ. Не рекомендуется смешивать масла разных производителей, даже имеющих сходные характеристики, так как возможны непредсказуемые реакции различных добавок (присадки к маслу, снижающие окислительные и коррозийные процессы, пенообразование, трение и др., могут составлять в масле до 15 %).

   КМ GEA Bock, например HGX34e, заправленные ПОЭ  - маслом (в обозначении модели КМ буква - X), могут работать с такими ХА как R134a, R404A, R507, R407C и т.д.  Очень важно иметь в виду - ПОЭ – масло чрезвычайно гигроскопично, и это предъявляет высокие требования к чистоте холодильного контура и содержанию в нем влаги, которое не должно превышать 100 ppm, иначе может выйти из строя КМ и другие компоненты системы.

   Кроме  того,  нужно  учитывать  тот  факт,  что  в  зависимости  от  вязкости  конкретного  масла,  в  различных  температурных  диапазонах смешиваемость с ХА будет разной. ПОЭ - масла со значением вязкости >32 мм2/с рекомендуется использовать для температур кипения до-20 °C.

   Компания BOCK в некоторых случаях разрешает смешивать ПОЭ - масла одинаковой вязкости разных производителей. Например, можно смешивать масла FUCHS и MOBIL одной вязкости. Стандартное ПОЭ - масло, которым заправляются КМ GEA Bock, FUCHS Reniso Triton SE 55, и его можно смешивать с маслом MOBIL EAL Arctic 46. Однако в таких случаях невозможно дать конкретной информации о степени смешиваемости двух различных сортов масла с ХА.