24.08.2016

О распределении холодильного масла в централях

В.В. Шишов, главный инженер Группы компаний «Фармина», доцент МГТУ им. Н.Э.Баумана
((журнал "Холодильная Техника" №8, 2016 г.))

Появление в прошлом веке хладагентов (ХА) неограниченно смешиваемых с маслом (М) повлекло за собой создание холодильных установок, в которых циркулирует ХА с компрессорным М при минимальном числе (или полном отсутствии) приборов автоматики, обеспечивающих смазку компрессора (КМ) и ее контроль. Но в сложных системах возможна задержка М на участках трубопровода (линии всасывания и нагнетания), где ХА и М имеют разные агрегатные состояния (пар, жидкость). Сложную задачу представляет распределение М между КМ в централях.

   На рубеже веков технологи потребовали от холодильщиков точного поддержания температуры в охлаждаемом объекте, что привело к созданию много - компрессорных агрегатов - централей и частотному регулированию чисел оборотов КМ. Распределение масла между КМ в централях не сразу далось механикам. Первые конструкции были сфокусированы на равенстве давления в КМ как в сообщающихся сосудах, уделялось большое внимание диаметрам уравнительных трубок, конструкции всасывающего коллектора. Пятнадцатилетний опыт привел к стандартному решению с маслоотделителем (МО), масляным ресивером (МР) - маслосборником, поплавковыми регуляторами уровня и дополнительным электрическим контролем за разницей давления в масляных насосах или уровнем М, если нет насоса.

   В случае затрудненного возврата и распределения М между КМ (при большом удалении от КМ воздухоохладителя или конденсатора, в низкотемпературных установках, в установках с изменяющейся производительностью, КМ с частотными преобразователями, а также в компрессорных централях) применяются МО и М не распространяется по всей системе охлаждения. Выход М из МО происходит автоматически через поплавковый клапан. Если число параллельно работающих КМ больше двух, если используются КМ разной производительности (параллельного соединения КМ разных производительности и конструкции необходимо избегать), то предпочтительней оказывается система с МО, МР и поплавковыми механическими или электронными регуляторами уровня М. Регуляторы уровня М устанавливают в месте крепления смотрового стекла на картере КМ. М из МО поступает в МР со смотровыми стеклами для контроля уровня М. Избыточное давление из МР сбрасывается во всасывающий коллектор через дифференциальный клапан по линии перепуска. Давление в МР поддерживается выше, чем в картере КМ. Из МР через сетчатый фильтр М поступает в регуляторы уровня М, а затем в картер КМ.

В КМ, где имеются масляные насосы, давление М контролируется с помощью реле контроля смазки (дифференциальные электромеханические реле давления типа МР54/55 фирмы Danfoss или электронные Kriwan Delta – PII, OPS 2). При понижении разницы давлений в масляном насосе ниже установленной величины реле прекращает работу соответствующего КМ. В этом случае возможна установка механических поплавковых регуляторов. Для работы централи с КМ без механических (героторных) насосов (спиральные или поршневые КМ Bitzer) могут использоваться электронные регуляторы уровня М (ALCO OM3 TraxOil), которые следят за маслоснабжением, а, следовательно, и безаварийной работой КМ. Если уровень М ниже требуемого, магнитный клапан открывается и подает дополнительные объемы М. Если уровень М ниже требуемого в течение 120 с, то КМ отключается и подается сигнал тревоги. Электронный регулятор уровня М автоматически вновь включает КМ после достижения требуемого значения уровня М.

На КМ Bitzer можно устанавливать оптико - электронное реле уровня OLC-D1-S.