Влага и кислота в холодильной системе.
(журнал "Холодильная техника" №6, 2004 г.)
Вода в холодильную систему попадает при заправке "влажным" хладагентом, при некорректном монтаже, ремонте и в процессе эксплуатации.
Известно, что фреоны не растворяются в воде. Допустимое содержание влаги во фреоне R22, находящемся в баллоне - 24 ррm.
Для определения влаги в хладагенте устанавливаются смотровые стекла SGN фирмы Danfoss. Зеленый цвет индикатора показывает, что содержание влаги допустимое (например, при температуре жидкости 25°С менее 30 ppm для R22), желтый – избыток влаги. Герметичные компрессоры допускают малое содержание влаги, рекомендуемый уровень - находится в пределах 30 -75 ppm.
Избыток воды в системе может привести к появлению ледяных пробок в дроссельных устройствах (достаточно 1 мг воды, чтобы закупорить капиллярную трубку домашнего холодильника) и образованию кислоты.
Максимально допустимое значение влагосодержания масла (сложноэфирное масло активно поглощает влагу из окружающего воздуха), равное 200 ppm, будет превышено при температуре окружающего воздуха 25°C и относительной влажности воздуха 50% через два часа. Результаты использования эфирных масел положительны, когда содержание воды в масле не превышает 100 ppm. Доливать сложноэфирные масла следует из новых небольших емкостей, для того чтобы по возможности минимизировать поглощение влаги из воздуха, т.к. осушить масло непросто.
При взаимодействии сложноэфирного масла с водою образуется кислота. Проверку кислотности масла следует проводить не реже одного раза в год и, при необходимости, заменить масло и фильтр. Признаком образования кислоты в системе является омеднение стальных деталей, перегорание обмоток электродвигателя.
Доливать можно только сорт масла, указанный в паспорте компрессора, т.к. молекулярные структуры сложноэфирных масел могут различаться, кроме того, некоторые из них содержат несовместимые добавки.
Рекомендуется заменять масло после 20.000 - 25.000 часов работы агрегата.
Если в систему попало большое количество воды (например, разморозился испаритель чиллера), следует продуть холодильную установку осушенным азотом или воздухом. Затем вакуумировать систему до остаточного давления 70 Па. После чего заменить фильтры – осушители (например, DCL и DML фирмы Danfoss).
Следует помнить:
Нельзя транспортировать в холодную погоду бухты труб с открытыми концами (следует их зачеканить или поставить пробки), иначе внутри труб скопится конденсат.
Нельзя "осушать" холодильную установку с помощью спирта, т.к. это приведет к быстрому выходу из строя компрессора.
Нельзя оставлять сложноэфирное масло в открытой таре более 15 минут (Maneurop), т.к. оно чрезвычайно гигроскопично.
При замене компрессора со сгоревшими обмотками, следует ставить антипрогарный фильтр DAS Eliminator для удаления образовавшейся кислоты, иначе новый компрессор быстро выйдет из строя. Фильтр магистрали всасывания заменяется при падении давления 0,5 бар для систем кондиционирования, для холодильных установок 0,25 бар и 0,15 бара для установок замораживания.
При прокладке трубопроводов через холодные помещения существует опасность конденсации водяных паров в трубах.