01.01.2010

Защита компрессора от влажного хода при запуске

В.В. Шишов, главный инженер Группы компаний "Фармина"
(журнал "Холодильная техника" №10, 2008 г.)

Существует несколько способов защиты холодильного компрессора (КМ) от влажного хода (ВХ) при его запуске. Например, применяется "цикл с вакуумированием" или, как его еще называют, "цикл с откачкой". В этом случае перед остановкой КМ соленоидный вентиль на жидкостной линии, закрывается, когда температура в камере достигнет заданного терморегулятором значения. Давление на линии всасывания уменьшается до тех пор, пока реле низкого давления не отреагирует на заданное давление и не отключит КМ. Рекомендуемые точки настройки реле давления в режиме откачки - ниже номинального давления кипения на 1,5 бар (R22, R 404А, R407С) или 1бар (R134a).

 

Таким образом, при не полностью заполненном испарителе гарантируется сухой запуск.

 

Существует несколько электрических схем осуществления "цикла с откачкой."

 

Второй способ избежать ВХ - это ограничить давление на всасывании в КМ с помощью пускового регулятора KVL фирмы Danfoss (ранее назывался регулятором давления в картере), который позволяет избежать запуска и работы КМ при слишком высоком давлении всасывания. Благодаря этому снижается пусковая нагрузка на электродвигатель, что очень важно для низкотемпературных КМ. Регулятор KVL, устанавливаемый перед КМ на всасывании, открывается при понижении давления в магистрали всасывания.

 

Третий способ избежать ВХ - контроль подачи жидкого хладагента при запуске КМ с помощью ТРВ с заправкой МОР*. Такие ТРВ начинают подавать жидкий хладагент в испаритель, только после того, как давление в нем понизится до давления (или температуры) МОР.

 

При наиболее употребительной универсальной заправке ТРВ количество жидкости в капсуле таково, что какой бы ни была температура капсулы по отношению к температуре термостата, в капсуле всегда содержится жидкость.

 

В ТРВ с заправкой МОР количество жидкости в капсуле (термочувствительном баллоне) невелико, поэтому температура вентиля должна быть выше температуры капсулы, иначе начинается перетекание заправленной жидкости в надмембранную полость и вентиль перестает работать. При достижении давления МОР жидкость в капсуле испаряется.

 

Когда давление всасывания повышается, вентиль начинает закрываться и полностью перекрывает подачу хладагента, когда давление всасывания станет равным давлению МОР. ТРВ с заправкой МОР используются, когда при запуске агрегата желательно ограничивать давление всасывания (авторефрижераторы, низкотемпературные установки).

 

МОР с наполнителем (внутри капсулы содержится материал с высокой пористостью) обеспечивает работу при перегреве на 2...4 К ниже, чем при других типах заправки. При такой заправке происходит медленное открытие вентиля во время повышения температуры капсулы и быстрое закрытие при ее понижении.

 

ТРВ с заправкой МОР с наполнителем предназначены для холодильных установок, имеющих высокодинамичные, например, пластинчатые, испарители.

 

Температура кипения МОР на 5 К выше верхнего предела диапазона работы ТРВ. Так, для TEX 2 (R22), работающего в диапазоне N (-40 ...+10 °C), температура МОР равна +15 °C (давление 6,9 бар изб.), в диапазоне В (-60 ...-25 °C) составляет -20 °C (давление 1,5 бар изб.).

 

* МОР расшифровывается как Maximum Operating Pressure (максимальное рабочее давление) или в другом варианте как Motor Overload Protection (защита электродвигателя от перегрузки).