Защита от влажного хода и гидравлического удара в компрессоре
(журнал "Холодильная техника" №8, 2008 г.)
Опасность влажного хода (ВХ) и гидравлических ударов (ГУ) в компрессоре (КМ) возникает в трех основных случаях:
- при запуске (особенно зимой);
- при изменении тепловой нагрузки;
- при оттайке.
Признаками ВХ в КМ являются: 1. уменьшение перегрева на всасывании, а, следовательно, и температуры нагнетания; 2. появление инея на картере, если температура кипения ниже 0°С; 3. стуки в цилиндрах и повышенная вибрация КМ, появляющиеся при ГУ.
"Пульсом" холодильной установки (ХУ) можно считать величину перегрева паров хладагента на всасывании, так как по ней осуществляется настройка ХУ. Быстрее и надежнее всего ВХ фиксируется по изменению этого параметра (в случае ВХ температура всасываемого пара на глазах падает до температуры кипения).
Электронная система контроля может легко отследить уменьшение перегрева. На сегодняшний день это основной способ предупреждения и защиты от ВХ.
Второй признак – иней на картере КМ - определяется только визуально механиком.
Защита при запуске от ГУ (с помощью вибродатчика) известна только у КМ фирмы Bock. Датчик связан с электронным блоком BCM 2000, созданным для полугерметичных КМ (прибор входит в стандартное оснащение моделей HG8 и предлагается как опция для других КМ). Он представляет собой многофункциональную систему защиты (имеет 8 функций контроля, среди которых предупреждение о ГУ в стадии запуска)
Наилучшая защита от ВХ и ГУ во всех ситуациях - это использование отделителя жидкости (ОЖ), способного вместить в себя не менее 50 - 70% хладагента, заправленного в систему (рекомендация ECK Schultze).
Стоимость ОЖ составляет менее 10 % от стоимости КМ, что соответствует величине разумного страхования! ОЖ (докипатели, аккумуляторы в кондиционировании) устанавливаются на всасывающей линии перед КМ (при низких температурах корпус ОЖ, обычно, защищается теплоизоляцией). Необходимо очень внимательно осуществлять монтаж ОЖ. Если при этой операции ОЖ механик перепутает патрубки, то через короткий промежуток времени масло скопится в ОЖ и КМ выйдет из строя.
Использование ОЖ настоятельно рекомендуется при параллельном соединении КМ, реверсировании режимов работы (охлаждение – нагрев), в системах охлаждения на транспорте, при охлаждении контейнеров, оттаивании горячим газом, применении затопленных испарителей, перегреве всасываемого газа менее 7К. Кондиционеры с реверсным режимом работы обязательно имеют ОЖ (аккумуляторы), которые защищают КМ от ГУ во время оттайки внешнего теплообменника (в режиме обогрева). Холодильные установки в агрегатах химчистки, а также в молокоохладителях в последнее время снабжаются ОЖ.
Морозильные установки (температура кипения -15...-50°С) снабжаются ОЖ с подогревом (теплообменник жидкость – газ, tж> 20°C или подогревающий бандаж) для улучшения возврата масла в систему.