Распределение масла между компрессорами в централях
(журнал "Холодильная техника" №5, 2008 г.)
При эксплуатации централей (многокомпрессорных агрегатов) необходимо не только вернуть масло из системы, но и распределить его равномерно по картерам всех компрессоров (КМ). Это непростая задача, так как при параллельном соединении КМ давление в них должно выравниваться с точностью до 0,001 бар (при разнице давлений в одну 0,01 бар разница уровней масла в картерах будет достигать 11 см). Конечно, желательно, чтобы возвращаемое масло равномерно распределялось между отдельными КМ централи динамично, без использования механических, подверженных износу деталей. Известны два наиболее распространенных способа выравнивание уровня масла: система с уравнительным трубопроводом (УТ) и система с регуляторами уровня масла (РУМ).
Наиболее простой является система с УТ, основанная на соединении картеров КМ общей линией распределения масла с помощью специальных штуцеров на корпусе КМ. Она применяется при соединении не более трех КМ одинаковой производительности. В этом случае всасывающий коллектор должен иметь абсолютно симметричную форму. Размещать его необходимо как можно ближе к КМ. Трубопроводы, входящие внутрь коллектора должны быть обрезаны под углом 60°, что обеспечивает высокую скорость газа на входе в трубу и улучшает возврат масла, когда его уровень в коллекторе возрастает. УТ должны лежать в горизонтальной плоскости не выше уровня штуцеров; в УТ нельзя устанавливать смотровые стекла. Если выравнивание уровня осуществляется с помощью РУМ, эти требования соблюдать необязательно. Чтобы обеспечить возможность отключения КМ от системы, в УТ разрешается устанавливать только шаровые вентили. Рекомендуемый диаметр УТ у каждого производителя КМ разный: фирма Manerope использует УТ диаметром 3/8" (приблизительно 10мм), фирма Linde в зависимости от типа КМ применяет УТ диаметром – 10 или 15мм, фирма Copeland использует УТ диаметром - 7/8" (приблизительно 22 мм).
Система распределения с РУМ - более сложная. Каждый КМ имеет свой РУМ, который питается от маслоотделителя (МО), расположенного на линии нагнетания или от маслосборника (МС). При параллельном соединении КМ на линии нагнетания рекомендуется устанавливать МО, особенно в случаях большой протяженности трубопроводов, параллельно соединенных конденсаторов или испарителей. В системах с большим числом масляных ловушек, МО и медленным возвратом масла рекомендуется установить МС. Применяются схемы с отдельными МО или с общим. В первом случае каждый КМ имеет собственный МО, из которого масло возвращается в КМ. При этом важно, чтобы диаметр нагнетательного трубопровода между КМ и МО не был меньше диаметра нагнетательного патрубка КМ. Во втором случае масло из общего МО часто возвращается к КМ через линию всасывания по трубке, расположенной не ближе метра до всасывающего коллектора. В случае, когда число параллельно работающих КМ больше трех или используются КМ разной производительности (параллельного соединения КМ разной производительности и конструкции необходимо избегать), или неизвестно количество возвращаемого масла предпочтительной оказывается система с РУМ и МО. РУМ представляют собой механические поплавковые вентили. В случае необходимости применяются электронные регуляторы уровня масла OM3 – TraxOil (Alco Controls), которые устанавливают на месте крепления смотрового стекла. Выбор МО должен проводиться с учетом суммарной производительности КМ. Если КМ размещены в холодном помещении, МО необходимо теплоизолировать во избежание конденсации хладагента в нерабочие периоды (обратный клапан, установленный на линии нагнетания за МО, уменьшает вероятность этого процесса).