Влажный ход и гидравлический удар в компрессоре.
(журнал "Холодильная техника" №6, 2006 г.)
Жидкий хладагент (ХА), попав в цилиндр компрессора (КМ), может вызвать гидравлический удар (ГУ), приводящий к аварии. ГУ обычно предшествует влажный ход (ВХ). Основные причины, вызывающие ВХ и ГУ - это перезаправка ХА установки, плохая регулировка перегрева на терморегулирующем вентиле (ТРВ), реверсирование цикла, обмерзание испарителя, оттайка горячими парами, очистка испарителя горячей водой или прямое попадание солнечных лучей на испаритель (тепловой насос). Наилучшая защита от ВХ и ГУ: использование отделителя жидкости (ОЖ), способного вместить в себя не менее 50% ХА, заправленного в систему (Maneurop) или 70% - по рекомендации L' Unit Hermetique. ОЖ (докипатели, аккумуляторы в кондиционировании) устанавливаются на всасывающей линии перед КМ. На корпусе ОЖ серии А (Alco), около одного из патрубков нанесена надпись "inlet" (вход). Если при монтаже ОЖ механик из–за невнимательности перепутает патрубки, то через короткий промежуток времени масло скопится в ОЖ и КМ выйдет из строя. "Регенеративный" теплообменник также защищает КМ от ВХ. Возможное решение для защиты КМ при запуске - "цикл с вакуумированием": закрытие соленоидного вентиля на входе в испаритель перед остановкой КМ, чтобы собрать практически весь ХА в ресивере, конденсаторе и жидкостном трубопроводе. Ресивер должен вмещать не менее 90% заправленного в систему ХА. При повторном запуске не должно быть вакуума в кожухе, во избежание возникновения дугового разряда на клеммах питания (для герметичных КМ). Рекомендуемые точки настройки реле давления в режиме откачки: на 1,5 бара (R22, R404А, R407С) или 1бар (R134a) ниже номинального давления кипения. Т.к. ТРВ с МОР открывается только после достижения определенного давления в испарителе, то он также защищает КМ при запуске от ВХ.
Работа КМ при низких температурах окружающей среды, если компрессорно – конденсаторный агрегат расположен на улице, осложнена опасностью конденсации ХА в КМ во время остановки, когда он является самой холодной точкой системы (даже при одинаковой температуре испарителя и КМ). ХА может сконденсироваться как на стороне всасывания, так и на стороне нагнетания КМ. ХА, попавший в картер КМ со стороны всасывания, конденсируется и попадает в масло. В момент запуска КМ в подшипники поступает не масло, а жидкий ХА, что приводит к выходу их из строя. Следует использовать картерный подогреватель для поддержания более высокой температуры КМ. Встроенный нагревательный элемент во время эксплуатации должен быть включен постоянно. Согласно инструкциям фирмы Maneurop температура масла КМ должна поддерживаться на 11°С выше температуры насыщения ХА при давлении всасывания. При низкой температуре окружающей среды устанавливается дополнительный ленточный подогреватель картера. Некоторые фирмы устанавливают термостаты UT 72 на картер КМ и настраивают их на температуру +4°С…+7°С, чтобы КМ не включался пока температура картера не достигнет этой температуры.
Конденсирующийся на стороне нагнетания ХА попадает в глушители и цилиндры КМ. При включении КМ может произойти ГУ, что приводит к разрушению клапанов, поршня, глушителя. От этого защищает КМ обратный клапан (ОК), например NRV фирмы Danfoss, устанавливаемый за компрессором. Поскольку жидкий ХА может оказаться в КМ не только по причине его конденсации, но и в результате простого перетекания, то монтаж трубопроводов должен этому препятствовать (уклон трубопровода в сторону конденсатора 0,5%).
Если КМ находился в выключенном состоянии продолжительное время, особенно при низкой температуре окружающей среды, то перед пуском требуется прогреть картер в течение 12 часов, чтобы выкипел весь растворившийся в масле ХА